Печать

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АНАЛИЗА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ ПО ИТОГАМ 2 ПОЛУГОДИЯ 2017 ГОДА ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ВКО»

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК«Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.», а также в соответствии с «Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков» утвержденные Приказом Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, на основании приказа руководителя Управления государственной инспекции труда Восточно-Казахстанской области (далее-Управление) от 03.01.2018г. №1-ө рабочей группой с  03 января по 20 января 2018 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков (период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года).

Миссия Управления:

реализация государственной политики в области регулирования трудовых отношений.

Задача Управления: осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, требований по безопасности и охране труда

Функции Управления:

  1.  осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда;
  2.  осуществляет мониторинг коллективных договоров, представленных работодателями;
  3.  проводит анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, профессиональных отравлений и разрабатывает предложения по их профилактике;
  4.  расследует несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью,  в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  5.  проводит проверку знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателей;
  6.  участвует в составе приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;
  7.  взаимодействует с представителями работников и работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;
  8.  рассматривает обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам безопасности и охраны труда;
  9.  осуществляет мониторинг аттестации производственных объектов            по условиям труда;
  10. разрабатывает и утверждает графики проверок в соответствии                      с действующим законодательством Республики Казахстан;
  11.  представляет в уполномоченный государственный орган по труду периодические отчеты, а также результаты мониторинга состояния безопасности и охраны труда на базе информационной системы по охране труда и безопасности;
  12.  предоставляет необходимую информацию по трудовым отношениям в уполномоченный государственный орган по труду;
  13.  осуществляет регистрацию отраслевых и региональных соглашений, заключенных на городском, районном уровнях;
  14.  осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Руководитель Управления государственной инспекции труда ВКО  –           Б.К. Кизатов назначен на данную должность 30 июля 2013 года.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность объекта;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта.

І. По направлению - выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актахзатрагивающих деятельностьУправления.

  1. Широта дискреционных полномочий   

В ходе внутреннего анализа коррупционных рисков в Управлении выявлены ряд коррупционных рисков, касающиеся нормативных правовых актов (далее - НПА), регулирующих сферу  деятельности Управления.

Широта дискреционных полномочий – коррупционный риск, который имеет следующие проявления: отсутствие или неопределенность сроков; наличие дублирующих полномочий.

Широта дискреционных полномочий основывается на сроках принятия решений благодаря наличию в НПА таких формулировок как «в течение» или «не позднее».

Анализ Трудового Кодекса РК, которым регулируется деятельность Управления на наличие подобных формулировок, выявил следующее:

- подпункт 8 пункта 1 статьи 52 Трудового Кодекса РК.

     «отсутствия работника на работе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд за один рабочий день (рабочую смену)»

Рекомендация: Руководству Управления инициировать перед уполномоченным органом по труду рассмотрение вопроса об устранении дискреционной нормы в Кодексе.

1.2 Определение компетенции по формулировке «вправе»

Нормативные правовые акты определяют компетенцию государственного органа при помощи формулировки «может», что относится к любым видам полномочий - регистрационным, разрешительным, контрольным, юрисдикционным.

Так, в ходе анализа Кодекса РК об административных правонарушениях от 05 июля 2014 год № 235-V  (с изменениями от 09.01.2018г.) установлено:

- статья 64-1. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения Кодекса РК об административных правонарушениях.

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием».

Примечание. При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности по указанному в настоящей статье основанию учитываются конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда – его размер.

Рекомендация: Руководству Управления внести предложение в профильное министерство о необходимости внесения изменения в КоАП РК.

1.3 Юридико-лингвистическая коррупциогенность

В ходе антикоррупционного анализа нормативно правовых актов, затрагивающих сферу деятельности Управления установлено, что имеются нечеткие указания условий, при которых субъект правоприменения правомочен использовать определенные решения. Например:«малозначительность»;

- статья 64-1. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения Кодекса РК об административных правонарушениях.

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием».

Рекомендация: Руководству Управления инициировать в уполномоченный орган по труду и профильное министерство предложения о необходимости конкретизации данной статьи Кодекса, т.е. определение критерия малозначительности.

1.4 Наличие дискреционных полномочий в вопросах привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности.

Статья 55 КоАП РК регламентирует общие правила наложения взыскания за административное правонарушение. В частности указано, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Данная норма предусматривает возможность наложения административного взыскания уполномоченным на это должностным лицом по своему усмотрению. В данном случае у него есть выбор в применении к нарушителю наказания в виде штрафа или только предупреждения.

Согласно ст.693 КоАП РК, Управление рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 83 (в части правонарушений, совершенных работодателями), 86 (частями первой, второй и третьей), 87888990939495969798230 (частью второй в части правонарушений, совершенных работодателями), 519 (частями первой, второй, третьей, пятой и шестой), 520 настоящего Кодекса.

В ходе анализа обнаружены дискреционные полномочия, которые дают право выбора уполномоченному лицу при привлечении правонарушителя к административной ответственности наложить штраф либо предупреждение.

Учитывая это, полагаем, что данные дискреционные полномочия создают условия, определяющие возможность выбора вариантаповедения и/или управленческого решения должностным лицом, которые могут привести к совершению коррупционных правонарушений.

К примеру, согласно ст.94 КоАП РК,

Нарушение требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда

Нарушение работодателем требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по состоянию условий труда, установленных трудовым законодательством Республики Казахстан,

«влечет предупреждение или штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей».

Рекомендация:Руководству Управления инициировать перед уполномоченным органом по труду рассмотрение вопроса об устранении дискреционной нормы в КоАП РК (ст.94).

ІІ. По второму направлению - выявление коррупционных рисков 
в организационно-управленческой деятельности Управления
:

1) Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров

Штатная численность Управления по состоянию на 01 января 2018 года  составляет - 34 единиц, фактическая численность – 32 единиц.

Из общего количества сотрудников Управления: в 2017 году принято на работу – 7; 1- сотрудник назначен по итогам внутреннего конкурса среди государственных служащих данного госоргана (с главного специалиста отдела контроля трудовых отношений-государственного инспектора труда на должность руководителя отдела бухгалтерского учета, организационно-кадрового обеспечения и управления персоналом).

уволено 5 человек:

2- в связи с переходом в другой госорган по конкурсу;

1-по собственному желанию (в связи с переездом в другую местность).

1- в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда.

Нарушений принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством (в т.ч. передача в доверительное управление коммерческих организаций и др.) не установлено. В личных делах государственных служащих имеются текст принесения присяги, листы ознакомления с нормами Этики государственных служащих РК, ограничения, памятка по сдаче подарков, полученных лицами, занимающими ответственную должность, в уполномоченный орган по управлению госимуществом или МИО.

7 госслужащих за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Приказом руководителя, уполномоченным по этике, назначена                   Нурекенова К.К. Факты нарушения норм служебной этики не установлено.

Обращения физических и юридических лиц:

В 2017 году в Управление поступило 2476 обращений, из которых: от юридических лиц - 322, физических лиц - 2154, в том числе повторно поступило-10 обращений.

За первое полугодие 2017 года в Управление поступило 1348 обращений, из которых: от юридических лиц - 197, физических лиц - 1151.

По итогам второго полугодия в Управление поступило 1028 обращений, из которых: от юридических лиц - 125, физических лиц - 1003.

В основном обращения поступали по вопросам не выплаты заработной платы, компенсационных выплат, окончательных расчетов при увольнении.

1.5 Отсутствие в ответах на обращения физических и юридических лиц разъяснений их прав на обжалование принятого решения может послужить одной из причин возникновения коррупционных рисков.

Во всех рассмотренных обращениях заявителям рекомендовано о необходимости обращения в суд, в случае несогласия с принятыми решениями, на основании п.1 ст.159 Трудового кодекса РК и ст.148 Гражданского процессуального кодекса РК.

Рекомендация: Руководству Управления в рамках правового всеобуча на постоянной основе разъяснять сотрудникам требования ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

2) Урегулирование конфликта интересов

Факты совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников, выявленные в ходе анализа, создают коррупционные риски.

Согласно п.1 ст.14 Закона РК «О противодействии коррупции» лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления) не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками.

В Управлении факты совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников не установлено.

Рекомендация:

Руководителю Управления в рамках правового всеобуча довести до сотрудников требования ЗРК «О противодействии коррупции».

3) Оказание государственных услуг

Управление государственные услуги не оказывает.

4) Выполнение разрешительных функций

Управление разрешительных функций не осуществляет.

5) Реализация контрольно-надзорных функций

Государственными инспекторами труда проверки проводятся на основании обращений физических и юридических лиц, а также в соответствии с утвержденным планом выборочных проверок (приказ руководителя от 15.06.2017г. №67-ө).

Выборочные проверки формируются посредством объективных и субъективных критериев оценки степени риска в соответствии с критериями оценки степени риска в области трудового законодательства Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан №1022 от 25.12.2015г. и Министра национальной экономики Республики Казахстан №801 от 28.12.2015г.                     (далее - Критерии).

5.1 Наличие исправления в проверочных листах может создать условия коррупционной направленности.

На период проведения внутреннего анализа исправление и корректировка отдельных пунктов в проверочных листах не выявлено.

Рекомендация:

Руководству Управления, на постоянной основе проводить профилактические мероприятия по пресечению данного вида нарушения, руководителям структурных подразделений необходимо вести постоянный контроль по оформлению проверочных листов.

6) Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.

6.1Проверки иных государственных органов

Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по ВКО с 13-15.12.2017г. проведена проверка по соблюдению Закона РК                «О государственной службе РК», Правил ведения учета лиц, совершивших дисциплинарные проступки, дискредитирующих государственную службу, утвержденных приказом ГП РК от 22.06.2016г. № 113, Правил ведения и использования учета лиц, уволенных с государственной службы по отрицательным мотивам, утвержденных приказом ГП РК от 29.04.2011 г. № 39, а также на предмет полноты и достоверности выставленных информационно-учетных документов и их соответствие требованиям Кодекса об административных правонарушениях, и инструкции «По формированию централизованного учета данных об административных правонарушениях и  лицах, их совершивших», утвержденной Приказом ГП РК от 10.10.2014г.                № 114 за истекший период 2017 года.

За проверяемый период фактов привлечения должностных лиц за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, не установлено.

Кадровой службой Управления несвоевременно направлены материалы для постановки на учет уволенного лица с государственной службы по отрицательным мотивам.

За истекший период Управлением всего составлено 479 протоколов, из которых рассмотрено Управлением - 451, направлено в суд для рассмотрения - 21.

Отдельными сотрудниками допускались технические ошибки при оформлении административных протоколов, что соответственно повлекло некорректному введению сведений в централизованную базу данных об административных правонарушениях.

Рекомендация:

Руководству Управления, на постоянной основе проводить внутренний мониторинг по оформлению административных дел, в рамках правового всеобуча довести до сотрудников о неукоснительном исполнении требований КоАП РК.

Рекомендации по итогам первого полугодия 2017 года полностью исполнены (в целях минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений, необходимо усилить внутренний контроль со стороны руководства, рассмотреть вопрос об установлении системы видеонаблюдения, ввести в практику привлечения непосредственного руководителя в процесс принятии решения государственным инспектором труда по применению административного воздействия, при составлении плана выборочных проверок необходимо строго руководствоваться приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 25 декабря 2015 года № 1022,           в целях укрепления доверия общества, гласности и открытости проводимых конкурсов на занятие административных государственных должностей, желательно приглашать представителей НПО, партий).